Марычева Елена Владимировна,учитель-логопед

Календарное планирование фронтальных занятий по формированию лексико–грамматических категорий у детей старшей логопедической группы

Календарное планирование фронтальных занятий по формированию лексико–грамматических категорий у детей старшей логопедической группы

Неделя

Тема фронтального занятия

Цель фронтального занятия

Лексика

Грамматический строй

Сентябрь

 

1-2

Обследование

 

3

Детский сад

Обогащать словарный запас детей. Систематизировать знания детей о детском саде. Активизировать словарь по данной теме.

Закрепить умение согласовывать сущ-ые с притяжательными местоимениями мой, моя. Отработка падежных окончаний имен сущ-ых ед. числа.

4

Игрушки

Обогащение и активизация словарного запаса детей систематизировать знания детей по теме «Игрушки».

Отработка падежных окончаний имен сущ-ых ед. числа. Преобразование сущ-ых в И.п. ед. числа во мн. число.

Октябрь

 

1

Осень

Развивать и активизировать словарь по теме «Осень». Систематизировать знания детей о изменениях в природе которые происходят осенью.

Отработка падежных окончаний и образование мн. числа сущ-ых. Согласование сущ-ых с прилагательными в роде, числе, падеже.

2

Деревья. Листья

Развивать и активизировать словарь по теме «Деревья». Выучить название деревьев и закрепить обобщающее понятие «грибы».

Отработка падежных окончаний и образование мн. числа сущ-ых. Согласование сущ-ых с прилагательными в роде, числе, падеже.

3

Овощи. Огород

Развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи» закрепить  название овощей и обобщающее понятие «овощи». Систематизировать знания о труде людей осенью в огородах.

Согласование сущ-ых с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование сущ-ых с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме.

4

Фрукты, ягоды. Сад

Выучить название фруктов и обобщающее понятие «фрукты». Рассказать детям о труде людей осенью садах.

Согласование сущ-ых с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Согласование сущ-ых с прилагательными в роде, числе, падеже.

Ноябрь

 

1

Грибы

Развивать и активизировать словарь по теме «Грибы».

Выучить название грибов и закрепить обобщающее понятие «грибы». Различие съедобные – несъедобные.

Согласование имен числительных два и пять с сущ-ми. Упражнение в употреблении формы мн. числа имен сущ-ых в род. падеже.

2

Перелетные птицы

Активизировать словарь по данной теме. Уточнить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные, зимующие, водоплавающие»; знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются.

Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на – с, в – из. Упражнение в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен сущ-ых.

3

Домашние птицы и их детеныши

Уточнение представлений о домашних птицах и их детенышах. Закрепить знания детей о домашних птицах и их птенцах; уточнить понятия «водоплавающая птица»; уточнить представления о различиях между животными и птицами.

Согласование сущ-ых с глаголами ед. и мн. числа наст. и прош. времени. Согласование  сущ-ых  с прилагательными в роде, числе и падеже.

4

Домашние животные и их детеныши

 Выучить название домашних животных, их детенышей и обобщающее понятие «домашние животные».

Активизировать словарный запас детей по данной теме.

Учить детей употреблять существительные в косвенных падежах. Учить детей подбирать однородные глаголы к существительным.

Декабрь

1

Дом. Его части

Обогащать словарный запас детей. Систематизировать знания детей о доме. Закрепить знания детей по теме; закрепить в речи названия частей дома.

Образование сущ-ых мн. ч. от ед. числа. Согласование сущ-ых с местоимениями в роде и числе.

2

Мебель

Обогащать словарный запас детей. Систематизировать знания детей о мебели. Закрепить знания детей по теме «Мебель»; научить распознавать предметы и части мебели.

Образование сравнительной степени прилагательных. Закрепление навыка использования в речи предлогов (в, на, над, из, под, с).

3

Посуда

Формировать у детей представление и знания о посуде, её назначении, закреплять названия предметов посуды; накапливать словарь по теме.

Учить детей образовывать относительные прилагательные. Учить детей образовывать приставочные глаголы.  Учить детей употреблять существительные в косвенных падежах.

4

Продукты питания

Выучить название продуктов питания и обобщающее понятие «продукты питания».

Учить детей  согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Учить детей образовывать относительные прилагательные.  Учить детей употреблять существительные единственного и множественного числа в родительном падеже.

5

Зима. Новогодний праздник

Обогащение и активизация словарного запаса детей. Выучить признаки зимы, название зимних месяцев и их послед-сть.

Учить детей употреблять существительные в  единственном и множественном числе. Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Январь

1

Каникулы

2

Зима. Зимние забавы и развлечения

Обогащение и усвоение знаний о зимних забавах и развлечениях.

Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к. учить подбирать родственные слова. Учить образовывать глаголы прошедшего времени.

3

Зимующие птицы

Обогащение и усвоение знаний о зимующих птицах, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.

Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы;

Согласовывать числительные с существительными.

4

Дикие животные. Зимовка зверей

Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, жилищ.

Образование существительных с помощью суффиксов

-ата, -ята. -опок, -енок . Практическое употребление притяжательных прилагательных

Февраль

1

Животные севера

Уточнить с детьми названия животных Севера; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; знать семью, закрепить словарь по дан-ной теме.

Образование существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами;

учить подбору слов-синонимов.

2

 Животные жарких стран

Уточнить с детьми названия животных Жарких стран; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; знать семью, закрепить словарь по данной теме.

Образовывать притяжательные прилагательные, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3

День защитника Отечества

Формирование представлений  детей об армии, их представления о родах войск; воспитание уважения к защитникам нашей Родины.

Использование в речи предлогов (в, на, под, из, по). Согласование числительных с существительными.

4

Транспорт. Правила дорожного движения

Формирование знаний детей о разных видах транспорта, о профессиях на транспорте.

Формировать навыки использования в речи слов-обобщений по теме «Транспорт» - воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, железнодорожный транспорт.

Обогащать глагольный словарь.

Учить детей образовывать приставочные глаголы. Учить детей употреблять предлоги в, на, из, под.

Март

1

Семья

Формировать представления ребёнка о семье, родственных отношениях; расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме.

Упражнять детей в словообразовании прилагательных;

продолжать работу над умением практического употребления.

2

Мамин праздник. Профессии наших мам

Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; развивать словарь по данной теме.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3

Весна

Активизировать словарь по теме.

Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны.

Обогащение лексики признаками и действиями предметов

Образование сравнительной степени прилагательных. Различение и выделение признаков по вопросам (какой? какая? какие?).

4

Одежда, обувь, головные уборы

Активизировать словарь по теме «Одежда». Развивать умение осуществлять выбор одежды согласно погодным условиям.

Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффмксами –ич, -чик, -ечк, -еньк, --оньк, развивать умение  образовывать прилагательных от существительных.

Апрель

1

Профессии

Активизировать словарь по теме «Профессии».

Практическое употребление в речи названий профессий.

Изменения окончаний женского рода, мужского рода в

согласовании с глаголом настоящего и прошедшего времени.

2

День Космонавтики

Знакомство детей со строением солнечной системы, формирование представлений о планетах, их расположении к солнцу, некоторых особенностях.. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

Употребление в речи имен существительных в различных падежах, образование антонимов, согласование числительных с существительными, склонение глаголов по лицам и числам.

3

Моя родина Татарстан. Наш город

Уточнить знания и представления детей по теме. Пополнять сведения о своем родном городе, его достопр-ях,. Формировать знания о символике республики, гербе города, названиях других городов . Практиковать в назывании своего адреса

Согласование числ-ых с сущ-ми в роде, числе, падеже. Согласование существительных с прилагательными. Усвоение притяжательных местоимений (мой, моя).

4

Цветы

Продолжить знакомство с  растениями и их видами. Уметь называть части растения корень, стебель, лист, цветок. Расширять, активизировать словарь по теме «Цветы» за счёт имён существительных-названий цветов.

Образование прилагательных с помощью уменьши-тельных суффиксов: -еньк, -енок, -онок. Согласование существительных с прилагательными. Усвоение притяжательных местоимений (мой, моя).

Май

1

Насекомые

Познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение.

Упражнять в словообразовании при помощью суффикса –ниц-.

2

Праздник 9 мая

Расширить представление детей о празднике Победы; о героях Великой Отечественной войны.

Практическое усвоение образования родственных слов.  Согласование числительных с существительными от 1 до 10.

3

Наше тело и здоровье.

 Выучить название частей тела, знать их расположение.  Активизировать словарный запас детей по данной теме.

Учить детей согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Учить детей использовать в речи предлоги в, на.

4

Лето. Летние развлечения и игры 

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки.

Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов действий, признаков.

15 сентября 2021 в 13:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.