Марычева Елена Владимировна,учитель-логопед

Календарное планирование фронтальных занятий по формированию лексико–грамматических категорий у детей подготовительной к школе логопедической группы

Неделя

Тема фронтального занятия

Цель фронтального занятия

Лексика

Грамматический строй

Сентябрь

 

1-2

Обследование

 

3

Детский сад

Уточнить названия профессий работников детского сада. Знать имена, отчества  работников детского сада. Учить подбирать синонимы

Учить детей составлять трёхсловное предложение. Учить строить фразу по опорной схеме

4

Откуда хлеб пришел

Уточнить и расширить знания об уборке урожая. Знать, кто делает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают  муку, какую; кто  делает  муку и где; какие бывают виды хлеба, названия хлебобулочных изделий. Познакомить с сельскохо-зяйственными машинами.

Учить составлять простые и рас-пространенные предложения; предложения по опорным словам. Учить  согласовывать  существительные с прилагательными. Учить образовывать существительные в родительном падеже.

Октябрь

1

Осень. Периоды осени

Закрепить название осенних месяцев; характерные признаки осени;  понятия сезонная одежда, сезонная  обувь, головные уборы.

Учить образовывать относительные прилагательные; согласовывать существительные  с числительными; составлять предложения со словами, обозначающими признаки действия. Упражнять в образовании глаголов с приставками.

2

Деревья, кустарники. Листья

Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа. Согласование имен числительных (два и пять)с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен сущ-х в родительном падеже. Образование относительных прилагательных.

3

Овощи. Огород

Расширить представления о труде взрослых в огородах .

Учить составлять предложения со словами, обозначающими признаки предмета.

Учить согласовывать форму родительного падежа существительных в сочетании со словами нет, много, мало, 5—10 (формы на -ок, -ов, -ек, -ев, -ей). Учить употреблять существительные в родительном падеже с предлогом и без предлога в единственном и множественном числе

4

Фрукты, ягоды. Сад

Активизировать пассивный и активный словарь по теме. Закрепить названия фруктов и фруктовых деревьев. Учить подбирать родственные слова.

Упражнять в употреблении формы винительного падежа. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать числительные с существительными. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Учить  согласовывать притяжательные местоимения с существительными. Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а.

Ноябрь

1

Лес. Грибы и ягоды

Упражнять в дифференциации деревьев и лесов.  Закрепить знание о строении дерева. Закрепить профессию человека-леса - лесничего. Учить подбирать родственные слова. Учить подбирать слова-действия к названию растения.

Учить составлять предложения с именами существительными в ед. и мн. числе винительного падежа с предлогами в, на на вопрос ку-да? и предложного падежа с предлогами в, на на вопрос «где?». Учить образовывать слова с основой на мягкий знак и с беглой гласной в корне. Учить согласовывать числительные с существительными от 1 до 10

2

Осень. Перелетные птицы

Закрепить названия перелетных птиц и обобщающее слово

Учить употреблять  родительный падеж имен  существительных  в единственном и множественном числе; в сочетании с количественными числительными. Учить согласовывать существительные с числительными в форме дательного падежа

3

Домашние птицы и их детеныши

Уточнить и обобщить знания  о  домашних птицах. Знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются

Учить образовывать притяжательные прилагательные, образовывать существительные в родительном падеже.

4

Домашние животные и их детеныши

Уточнить и обобщить знания  о  домашних животных.

Практическое усвоение и употребление в речи существительных с суффиксами –онок-енок-ят-ат-ик-к-чик-. Закрепление навыка постановки вопросов Чей? Чья? Чьи? Образование притяжательных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже.

 

1

Дом. Его части

Уточнить название частей дома, его составные части. Закрепить знания детей по теме.

Учить составлять предложения с предлогами через и между.

Различение и употребление ед. и мн. числа, наст. и прошедш. вр., совершенного и несовершенного вида.

2

Мебель

Уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую (гостиную) мебель, мебель для спальни.

Образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных; подбор слов-антонимов; согласовывать прилагательные с существительными;

3

Бытовые приборы. Посуда

Усвоить знания о том, что посуда – это предмет домашнего обихода; названия основных предметов посуды; уметь отличать посуду от других предметов; существительное с обобщающим значением посуда.

Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

4

Продукты питания

Усвоить названия продуктов питания; для чего они нужны; где они продаются; что из них можно приготовить; где хранятся и почему; закрепить обобщающие понятия еда, пища.

Усвоить категорию творительного падежа. Различение и употребление ед. и мн. числа, наст. и прошедш. вр., совершенного и несовершенного вида.

5

Зима. Новогодний праздник

Систематизировать знания о зиме, о зимних явлениях природы. Учить подбирать родственные слова

Учить составлять предложения с предлогом перед. Образование сущ-ых ед. и мн. числа в разных падежах. Согласование сущ-ых в числе, роде и падеже.

Январь

1

Каникулы

2

Зима. Зимние забавы и развлечения

Закрепить названия зимних игр, зимнего спортивного инвентаря.

Учить составлять предложения с предлогом перед. Образование сущ-ых ед. и мн. числа в разных падежах. Согласование сущ-ых в числе, роде и падеже.

3

Зимующие птицы

Закрепить  знания  о зимующих птицах. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц

Составление простых предложений: И.п. сущ. + согл. гл.+ прямое дополнение (Мальчик кормит птичку.); И.п. сущ. + согл.гл.+2 завис. от глаг. сущ. в Тв.п. (Девочка кормит птиц зерном) Употребление предлогов (на, в, над, с, под, из, за, из-за)

4

Дикие животные. Зимовка зверей

Закрепить знания о том,  как  звери  зимуют в лесу, их внешних признаках, повадках, где живут

Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очк, -ечк, -онок, -енок. Согласовывать количественные числительные с существительными в творительном падеже. Учить образовывать притяжательные и сложные прилагательные

Февраль

 

1

Животные севера

Закрепить обобщающее слово. Познакомить с условиями жизни людей и животных Крайнего Севера

Учить согласовывать числительные с существительными, ; образовывать сложные прилагательные с суффиксом -ищ, притяжательные прилагательные.

2

 Животные жарких стран

Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей; внешние при-знаки, их строение, чем питаются, характерные  повадки. Учить подбирать эпитеты, синонимы

Учить образовывать притяжательные  прилагательные.  Учить  согласовывать числительные с существительными

3

День защитника Отечества. Военные профессии

Уточнить знания детей об армии, их представления о родах  войск,  военной технике и о военных профессиях

Учить образовывать существи-тельные множественного числа в родительном падеже

4

Транспорт. Правила дорожного движения

Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, расширить  представление о профессиях на транспорте

Учить образовывать относительные  прилагательные.  Упражнять в составлении  предложений со словами, имеющими форму только единственного или только множественного числа

Март

1

Семья

Уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи.

Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Упражнение в постановке вопросов с вопросительными местоимениями чей? чья? чье? чьи?

Закрепление согласования притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

2

Мамин праздник. Профессии наших мам

Уточнить и закрепить знания о празднике 8 Марта. Закрепить названия женских профессий. Учить подбирать родственные слова

Учить образовывать притяжательные прилагательные. Упражнение в постановке вопросов с вопросительными местоимениями чей? чья? чье? чьи?

3

Весна

Учить подбирать признаки  предмета. Закрепить характерные признаки весны

Учить составлять предложения с предлогами в сочетании с несклоняемыми существительными.

4

Одежда, обувь, головные уборы

Уточнять и активизировать словарный запас детей по теме.

Закрепить умение осуществлять выбор одежды согласно погодным условиям.

Образование относительных прилагательных. Различение и употребление глаголов ед. и мн. числа, наст. и пошедш. вр., совершенного и несовершенного вида.

Апрель

1

Профессии. Орудия труда и инструменты

Закрепить и расширить знания об инструментах, используемых представителями разных профессий, и  действиях, выполняемых  с помощью этих инструментов

Учить образовывать сущ-ые множественного числа в именительном и родитель-ном падежах.

Учить согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе и падеже

2

День Космонавтики

Закрепить знания  о космосе, космонавтах.

Учить употреблять в речи не-склоняемые существительные. Учить образовывать сущ-ные множественного числа в именительном и родительном падежах

3

Моя родина Татарстан. Наш город

Уточнить знания и представления детей по теме. Пополнять сведения о своем родном городе, его дост-ях. Формировать знания о символике республики, гербе города, названиях других городов . Практиковать в назывании своего адреса

Закрепление и правильное употребление в речи грамматических категорий прилагательных (относительных, притяжательных, степени сравнения, слова-антонимы).

Согласование числительных с сущ-ми вроде, числе, падеже.

4

Цветы. Насекомые

Закреплять знания по теме. Продолжить знакомство с  растениями и их видами. Уметь называть части растения корень, стебель, лист, цветок. Расширять, активизировать словарь по теме «Цветы» за счёт имён существительных-названий цветов.

Закрепление умения правильно называть и согласовывать существительные с числительными. Составление предложений с однородными членами.

Май

1

Школа. Школьные принадлежности

Расширить и обобщить представления детей о  школе,  об учёбе,  о школьных принадлежностях

Закрепить употребление в предложении форм родительного падежа в значении принадлежности без  предлога и с  предлогом у. Образовывать существительные (множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами

2

Праздник 9 мая

Расширить представление детей о празднике Победы; о героях Великой Отечественной войны

Практическое усвоение образования родственных слов.  Согласование числительных с существительными от 1 до 10.

3

Наше тело и здоровье.

Закрепить знания детей о частях тела человека; закрепить различие правой  и левой руки, ноги и т.д.; закрепить словарь по данной теме.

Образование относительных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже. Составление предложений с приставочными глаголами по опорным словам. Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них полным ответом(предлог+чем?+где? предлог+Кем?)

4

Лето. Летние развлечения и игры 

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки

Работа над грамматическими категориями, изученными в течение года. Самостоятельное составление рассказов.

15 сентября 2021 в 13:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.