Марычева Елена Владимировна,учитель-логопед

Звук и буква Ш


Цели:

Образовательные: закрепление акустико-артикуляционной характеристики звука Ш, совершенствование навыков составления предложений с предлогами, Коррекционные: четкое произношение звука Ш в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; звуко-буквенный анализ слова; развитие связной речи с использованием приемов мнемотехники; развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, общей и тонкой моторики. Воспитательные: формирование взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Модели Смешариков (Крош, Бараш, Нюша, Лосяш). Макет звука Ш, Панно “Комната с мебелью”. Панно “Буфет” с мнемотаблицей для рассказывания стихотворения. Панно для звукового анализа “Домик Кроша”, картонная буква Ш. Магнитофон. Аудиозапись “Круглой песни” из телепередачи, запись музыки для пальчиковой гимнастики “Кролик” Е. Железновой.

Индивидуальный раздаточный материал: Схемы слова и твердого согласного звука, синяя ручка , схемы предлогов, карточки для звуко-буквенного анализа, карточки для развития внимания, медали.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.
В группе здесь у нас сидят,
И на нас на всех глядят.
И не строго, а с улыбкой.
Очень теплой и простой.
Гости нас встречают с вами…
Чем ответим? Добротой!

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. Это – страна Смешариков.

(Педагог читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев.)

Живут на свете шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша.

Логопед: Смешарики приглашают к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите

Дети: Звук Ш.

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.

Выставляется макет звука.

Логопед: А вот и звук Ш. Давайте вспомним и расскажем его характеристику.

Произнесите еще раз: “Шшш”. В каком положении губы?

Дети: Вытянуты вперед .

Логопед: Где находится язычок?

Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.

Логопед: Покажите рукой, какой язык.

Из ротика выходит с шипением теплый воздух.

Какой это звук – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Дети: Звук Ш всегда твердый.

Логопед: Кружочком какого цвета мы его обозначим?

Дети: Синего. (Логопед окрашивает макет звук в синий цвет.)

Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?

Дети: Глухой. Колокольчик не звенит. (Логопед прикрепляет к макету звука зачеркнутый колокольчик.)

Логопед: Вот и познакомились мы со звуком Ш. Он у нас теперь красивый.

4. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.

Логопед: Звук Ш и Бараш предлагают поиграть в игру “Повторялки”. Звук будет произносить слоги, а вы с Барашем их повторять так, как он скажет.

Ребенок берет Бараша и повторяет вместе с ним слоги с разным ритмом и интонацией.

5. Произнесение звука Ш в словах.

Логопед: А вот и домик Нюши. Нюша приглашает вас к себе в гости (панно “комната”).

Логопед: Возьмите конверты под номером 1 и достаньте схему слова и звука Ш, положите перед собой. Нюша просит вас назвать все предметы в комнате, в названиях которых есть звук Ш, и определить его место в слове.

Один ребенок называет слово, определяет место звука Ш, остальные выкладывают на схеме слова.

6. Произнесение звука Ш в предложениях с предлогами В, Из, За, Из-за.

Логопед: А теперь Нюша приглашает вас и своих друзей поиграть в игру “День, ночь”

Возьмите конверты под номером 2 и выложите перед собой схемы предлогов.

– Ночь, закрыли глаза. (Убираются фигуры Смешариков со стола, а на панно добавляются их нарисованные изображения.)
– День, открыли глаза. Посмотрите, наши друзья спрятались.

Маша, подойди ко мне и скажи: “Куда спряталась Нюша?”

Ребенок: Нюша спряталась за шкаф.

Логопед: Какой предлог в этом предложении?

Ребенок: Предлог На.

Логопед: Покажи его. Покажите все предлог На. (Дети поднимают схему предлога.) Ит.д.

Логопед: Ночь. Закрыли глазки. (Убираются изображения Смешариков и выставляются на стол их фигуры.)

Логопед: День. (Дети открывают глаза.)

7. Физкультминутка под “Круглую песенку” на ковре.

Логопед: – А теперь Смешарики предлагают вместе с ними спеть их любимую круглую песенку.

8. Произнесение звука Ш в стихотворении по мнемотаблице.

Логопед: Посмотрите, какой красивый буфет у Нюши.

Давайте поближе рассмотрим, что Нюша хранит в своем буфете.

(Выставляется панно “Буфет”.)

Логопед: Маша, назови, что лежит на верхней полке.

Логопед: Петя, что лежит на средней полке?

Логопед: Коля, что лежит на нижней полке?

Нюша сочинила веселую считалку и предлагает вам ее выучить.

Послушайте ее:

Вот шипящая считалка:
Чашка, ложка и мешалка,
Кружка, нож и поварешка,
Кошка, пышка и лепешка.

Дети произносят еще раз хором. Затем по одной строчке 4 ребенка.

Логопед: Молодцы, ребята! Теперь мы отправляемся дальше в путь.

9. Звуко-буквенный анализ слова.

Выставляется панно “Домик Кроша”.

Логопед: Посмотрите, мы подошли к домику одного из наших друзей.

Хотите узнать, кто живет в этом домике? Возьмите конверты под номером 3 и ручки.

Чтобы узнать, кто здесь живет, нам надо определить, с какой буквы будет писаться каждое слово.

Ко мне выйдет Альбина. Назови первую картинку. С какой буквы напишем слово кошка? (С буквы К). Найди и прикрепи букву К. А вы напишите букву в квадратик. И т.д.

А теперь прочитаем, какое слово у нас получилось?

Ребенок: КРОЛИК.

Логопед: Да, здесь живет Крош и давайте про него мы споем песенку.

Пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение.

Маленький кролик с большими ушами,
Розовым носом,
смешными усами
норку глубокую роет себе
сильными лапками в мягкой земле.
Чистит он шерстку себе или спит.
Кролик ушами всегда шевелит.
Слышит шаги и лисиц и волков,
Прячется в норку свою от врагов.

11. Знакомство с буквой Ш.

Логопед: Крош хочет познакомить вас с буквой, которая дружит со звуком Ш и со Смешариками. (Выставляется картонная буква Ш.) Как называется эта буква?

Дети: буква Ш.

Логопед: Давайте посмотрим, как будем писать эту букву. (Логопед объясняет и показывает написание буквы.) Давайте попробуем в воздухе прописать эту букву. Посмотрите, как я напишу ее на доске.

Развитие внимания.

Логопед: Крош приготовил для вас еще одно задание. Возьмите карточку под номером 4 и ручку. Вы видите буквы, среди которых надо найти букву Ш и обвести кружочком (показать на доске).

12. Итог занятия.

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. С каким звуком вы познакомились сегодня? А с буквой? Вы, ребята, молодцы и Смешарики вас награждают за хорошую работу медалями.

Использованный материал:

  1. Екатерина Железнова. CD “Десять мышек”. Пальчиковая гимнастика “Кролик”.
  2. Интернет сайт http://www.zaycev.net/pages/6788/678858.shtml Смешарики – Круглая песенка.
14 ноября 2022 в 19:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.