Марычева Елена Владимировна,учитель-логопед
Звук и буква ШЦели: Образовательные: закрепление акустико-артикуляционной характеристики звука Ш, совершенствование навыков составления предложений с предлогами, Коррекционные: четкое произношение звука Ш в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; звуко-буквенный анализ слова; развитие связной речи с использованием приемов мнемотехники; развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, общей и тонкой моторики. Воспитательные: формирование взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.Оборудование: Модели Смешариков (Крош, Бараш, Нюша, Лосяш). Макет звука Ш, Панно “Комната с мебелью”. Панно “Буфет” с мнемотаблицей для рассказывания стихотворения. Панно для звукового анализа “Домик Кроша”, картонная буква Ш. Магнитофон. Аудиозапись “Круглой песни” из телепередачи, запись музыки для пальчиковой гимнастики “Кролик” Е. Железновой. Индивидуальный раздаточный материал: Схемы слова и твердого согласного звука, синяя ручка , схемы предлогов, карточки для звуко-буквенного анализа, карточки для развития внимания, медали. Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Гости дорогие, важные такие.
Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!” 2. Сообщение темы занятия. Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. Это – страна Смешариков. (Педагог читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев.) Живут на свете шарики,
Логопед: Смешарики приглашают к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите Дети: Звук Ш. 3. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш. Выставляется макет звука. Логопед: А вот и звук Ш. Давайте вспомним и расскажем его характеристику. Произнесите еще раз: “Шшш”. В каком положении губы? Дети: Вытянуты вперед . Логопед: Где находится язычок? Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”. Логопед: Покажите рукой, какой язык. Из ротика выходит с шипением теплый воздух. Какой это звук – гласный или согласный? Дети: Согласный. Логопед: Твердый или мягкий? Дети: Звук Ш всегда твердый. Логопед: Кружочком какого цвета мы его обозначим? Дети: Синего. (Логопед окрашивает макет звук в синий цвет.) Логопед: Звук Ш звонкий или глухой? Дети: Глухой. Колокольчик не звенит. (Логопед прикрепляет к макету звука зачеркнутый колокольчик.) Логопед: Вот и познакомились мы со звуком Ш. Он у нас теперь красивый. 4. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией. Логопед: Звук Ш и Бараш предлагают поиграть в игру “Повторялки”. Звук будет произносить слоги, а вы с Барашем их повторять так, как он скажет. Ребенок берет Бараша и повторяет вместе с ним слоги с разным ритмом и интонацией. 5. Произнесение звука Ш в словах. Логопед: А вот и домик Нюши. Нюша приглашает вас к себе в гости (панно “комната”). Логопед: Возьмите конверты под номером 1 и достаньте схему слова и звука Ш, положите перед собой. Нюша просит вас назвать все предметы в комнате, в названиях которых есть звук Ш, и определить его место в слове. Один ребенок называет слово, определяет место звука Ш, остальные выкладывают на схеме слова. 6. Произнесение звука Ш в предложениях с предлогами В, Из, За, Из-за. Логопед: А теперь Нюша приглашает вас и своих друзей поиграть в игру “День, ночь” Возьмите конверты под номером 2 и выложите перед собой схемы предлогов. – Ночь, закрыли глаза. (Убираются фигуры Смешариков со стола, а на панно добавляются их нарисованные изображения.)
Маша, подойди ко мне и скажи: “Куда спряталась Нюша?” Ребенок: Нюша спряталась за шкаф. Логопед: Какой предлог в этом предложении? Ребенок: Предлог На. Логопед: Покажи его. Покажите все предлог На. (Дети поднимают схему предлога.) Ит.д. Логопед: Ночь. Закрыли глазки. (Убираются изображения Смешариков и выставляются на стол их фигуры.) Логопед: День. (Дети открывают глаза.) 7. Физкультминутка под “Круглую песенку” на ковре. Логопед: – А теперь Смешарики предлагают вместе с ними спеть их любимую круглую песенку. 8. Произнесение звука Ш в стихотворении по мнемотаблице. Логопед: Посмотрите, какой красивый буфет у Нюши. Давайте поближе рассмотрим, что Нюша хранит в своем буфете. (Выставляется панно “Буфет”.) Логопед: Маша, назови, что лежит на верхней полке. Логопед: Петя, что лежит на средней полке? Логопед: Коля, что лежит на нижней полке? Нюша сочинила веселую считалку и предлагает вам ее выучить. Послушайте ее: Вот шипящая считалка:
Дети произносят еще раз хором. Затем по одной строчке 4 ребенка. Логопед: Молодцы, ребята! Теперь мы отправляемся дальше в путь. 9. Звуко-буквенный анализ слова. Выставляется панно “Домик Кроша”. Логопед: Посмотрите, мы подошли к домику одного из наших друзей. Хотите узнать, кто живет в этом домике? Возьмите конверты под номером 3 и ручки. Чтобы узнать, кто здесь живет, нам надо определить, с какой буквы будет писаться каждое слово. Ко мне выйдет Альбина. Назови первую картинку. С какой буквы напишем слово кошка? (С буквы К). Найди и прикрепи букву К. А вы напишите букву в квадратик. И т.д. А теперь прочитаем, какое слово у нас получилось? Ребенок: КРОЛИК. Логопед: Да, здесь живет Крош и давайте про него мы споем песенку. Пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение. Маленький кролик с большими ушами,
11. Знакомство с буквой Ш. Логопед: Крош хочет познакомить вас с буквой, которая дружит со звуком Ш и со Смешариками. (Выставляется картонная буква Ш.) Как называется эта буква? Дети: буква Ш. Логопед: Давайте посмотрим, как будем писать эту букву. (Логопед объясняет и показывает написание буквы.) Давайте попробуем в воздухе прописать эту букву. Посмотрите, как я напишу ее на доске. Развитие внимания. Логопед: Крош приготовил для вас еще одно задание. Возьмите карточку под номером 4 и ручку. Вы видите буквы, среди которых надо найти букву Ш и обвести кружочком (показать на доске). 12. Итог занятия. Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. С каким звуком вы познакомились сегодня? А с буквой? Вы, ребята, молодцы и Смешарики вас награждают за хорошую работу медалями. Использованный материал:
14 ноября 2022 в 19:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.